Логопед

Фонематический слух – основа правильной речи.

  Умение сосредоточится на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

У маленьких детей фонематический слух развит недостаточно, но его можно развивать с помощью специальных игровых упражнений.

                                                   

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«Угадай, что делать». Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает руки верх и машет ими, если тихо – держит руки в покое на коленях.

«Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, взрослый тихо встаёт слева, справа, позади ребёнка и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если малыш ошибся, отгадывает ещё раз.

  «Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок показывает соответствующего героя на картинке.

Игры на развитие фонематического слуха.

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находится изображения, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётлив произнести это слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: бочка – почка, коса – коза, лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.

«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводится с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребёнком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Звуковые песенки». Взрослые предлагает ребёнку составить ребёнку звуковые песенки типа: АУ – кричат дети в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребёнок. Как мы удивляемся? ООО! т. п. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.

«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребёнок чётко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У – у – удочка».

  НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

 

Первый год жизни. К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это — существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия «здесь» и «сейчас»; прилагательные «большой» и «маленький», реже — глаголы, личные местоимения.

 И хотя сказать ребёнок может еще очень мало, короткие внятные инструкции вполне доступны его пониманию

 

Второй год характеризуется активным пополнением словаря. Ребенок понимает практически всю обращенную к нему речь. Он довольно чётко начинает произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]. Некоторые согласные заменяет более простыми, доступными, искажает звуки или вовсе их не произносит. Речь изобилует мягкими согласными [т’], [д’], [с’], [з’]. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «ко» или «моко» вместо молоко. К двум годам в речи ребёнка должны появиться простые предложения, просьбы: «Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!».

На третьем году жизни увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми ребёнок часто (но не постоянно) пользуется. В своих высказываниях он употребляет почти все части речи, овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью.Ребёнок задаёт много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).

На четвертом году жизни речь становится более отчетливой. Ребёнок хорошо знает и правильно называет предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире использует, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Употребляет в речи сложноподчиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные», рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка. К этому возрасту,  ребёнок правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь],

 

К 5 годам у ребенка отмечается меньшее количество  грамматических ошибок в речи, он связно рассказывает о том, что изображено на картинке или серии картинок. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Отмечается улучшение произносительной стороны речи, ребёнок  начинает правильно произносить шипящие звуки: [ш], [ж].

  

В 6 лет ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. 

2 февраля, 2017 by admin